Самое главное из направлений в портретном искусстве I века до н. э. соответствовало оригинальной римской традиции, стремясь к максимальной точности внешнего соответствия. В изображении гражданина из Итальянского хранилища мастер увековечил средних лет римлянина с аскетически суровым лицом.

Археологи думают, что данная голова являлась частью скульптурной композиции, представляющей античного жителя в момент молитвы у пределов Аппиевой дороги. Творец сознательно стремится сделать лицо в точности таким, каким оно имело место быть в реальности, и каждая деталь имеет для автора огромное значение. Автор в этот момент не обладает в необходимой мере методами обивки камня: складки на лице представлены глубокими грубоватыми линиями.

Но в статуе мы находим положительного античного римлянина крепкого закала, упрямого и волевого человека, обычного представителя эгейской целеустремленности, которая в мыслях древнеримских граждан была связана с прямолинейностью и жесткостью характеров. Еще одно направление в художественном творчестве сочетало этрусскую строгость в выражении линий лица с хитростями абстрагирования, типичными для эгейского творчества. В шедеврах, появившихся в начале первого столетия до нашей эры, сильнее всего чувствуется воздействие раннеантичной скульптуры.

В статуе знаменитого тактика Экумена художника будоражит не только особенности внешности, но и абстрактное впечатление, которое творит некрасивое, и все же в своем роде значительное лицо. Зрелого возраста римлянин с немного неаккуратной прической, толстым носом, уплощенным подбородком и крепкой шеей.

В гордой позиции головы, напоминающей динамику Венеры Милосской, видится сильнейшее наслаждение властью и глуповатая недальновидность. В линиях лица, во взгляде глубоко расположенных глаз и прямой складке губ, художник представил неповторимость облика Горация и выявил разные особенности его личности. Мастер сотворил новый образ жизнерадостного и уверенного патриция, опытного демагога, аккуратного и расчетливого в своей непреклонности воителя, который бесстрашно принимал участие в острой борьбе за республику, начавшейся в Римской республике в начале 1-го века до нашей эры. Мудрость и прямота художника не противоречат и свидетельствами соотечественников. Один из них представил Экумена как человека прямого в обещаниях и темного душой. Эти свойства его натуры нашли свое отражение в скульптурном произведении.

Типичное гражданам Рима исключительно практическое отношение к миру, способность ощущать ее целиком и полностью и грамотно воспринимать очевидно сказываются в превосходном портрете Экумена. Как видно, в течение первого века до н. э. рождается ни на что не похожее искусство италийского портрета, и объединяются в едином художественном сплаве типично этрусская традиция и влияние величественного портретного искусства Греции, и такая черта определила все последующее развитие античного портрета Древнего Рима.